Мотивация
Лишь занимаясь делом, ты захочешь прожить сто лет
Японская пословица
«Мотивация – это способность мобилизовать резервные возможности человека и побуждать его к действиям. Она связана с силой убежденности. Мотивация делает невозможное возможным, так как она придает силу и окрыляет. Люди, у которых есть сильный мотив, которые хотят достичь определенной цели, могут мобилизовать силы, о существовании которых прежде даже не подозревали. Они в состоянии развить свои способности и даже превзойти их» (Н. Энкельман).
Мотивация — это то, что ведет к цели, заставляет двигаться, когда дела идут плохо, причина, по которой вы встаете рано, чтобы заняться спортом, или работаете допоздна, чтобы закончить проект. Чаще позитивная мотивация работает лучше — если вы чего-то действительно хотите, вы будете делать работу гораздо лучше, чем когда стараетесь избежать нежелательного сценария.
Мотивация:
- побуждение к действию;
- психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость;
- способность человека деятельно удовлетворять свои потребности
Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать.
Чтобы понять, в чем различие нужды и потребности, достаточно проанализировать некоторые простые факты повседневной жизни. Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда возникает какой-либо «дефицит»: заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере. В этом случае человек страдает от нехватки кислорода, предпринимает какие-то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние – нужда преобразовалась в психологическое состояние – потребность.
- Характерная особенность человеческих потребностей – их фактическая не насыщаемость. Нельзя удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать все новые и новые предметы материальной и духовной культуры.
В развитии личности особую роль играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства. Жизнь человека в обществе, коллективе породила такие могучие потребности, как потребность в общении, потребность в признании со стороны других людей, потребность занять достойное место в коллективе. Эти и многие другие потребности присущи в той или иной мере всем людям, но уровень их развития, соотношение друг с другом неодинаковы. Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения, становятся внутренними побудителями его деятельности – мотивами.
Потребности лежат в основе интересов. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают к себе наше внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес нередко заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности. Так, один ученик стремится хорошо учиться потому, что у него высоко развиты познавательные интересы, жажда знаний, для другого хорошая учеба – средство завоевать уважение окружающих, третий не хочет огорчить родителей, четвертый намерен поступить в ВУЗ и готовит аттестат с высоким баллом, пятому нравится интеллектуальная деятельность, которая необходима для достижения высоких результатов, и т. д. Впрочем, учение, как и все остальные сложные виды деятельности, мотивировано многими потребностями и интересами.
Виды мотивации:
- внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
- внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
- положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Например: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я не наведу порядок на столе, то меня накажут» или «если я буду баловаться, то меня накажут» является отрицательной мотивацией.
Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.
От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.
Мотивация определяет выбор между различными вариантами деятельности. И помните, что «если мы говорим, что у нас нет выбора, то значит, что выбор уже сделан» (Ф. Искандер).
- Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Экспериментально установлено, что существует определённый оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации.
Мотивация человека складывается из различных факторов, из-за чего появилось множество бесполезных советов. К основным мифам можно отнести следующие:
- если записывать цели, это обязательно приведет к отличному результату. Считается, что проговаривание и фиксация задач стопроцентно гарантирует успех, так как это повышает сосредоточенность на планах.
- нужно прикладывать все возможные усилия. Следуя такому совету, легко перегореть, не рассчитав свои возможности. И вместо планомерного выполнения задачи получается наполовину законченный проект в короткие сроки, который человек уже не в состоянии реализовать.
- необходимо визуализировать успех. Просто визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями. Это может вдохновить человека в краткосрочной перспективе, но в целом будет неэффективным инструментом для длительного достижения поставленных целей.
Советы для повышения мотивации:
- заключите сделку с самим собой. Иногда это очень хорошо помогает для достижения каких-либо целей. Сделка не обязательно должна быть глобальной. Она может быть такой: «как только сделаю это задание, пойду съем мороженое».
- формулируйте цели правильно. Представляйте необходимость выполнения задания в виде ступеньки к достижению основной цели.
- сделайте что-нибудь незначительное. Вытрите стол, оплатите счета или помойте посуду. Вам просто нужно начать предпринимать хоть какие-то действия. Так вы создаете поток активности. Закончив с небольшими делами, вы почувствуете себя готовым к выполнению следующих, более значимых и сложных задач.
- сравнивайте себя с самим собой. Ни в коем случае не с другими людьми и их результатами. Если кто-то добился большего, чем вы, это может убить мотивацию, а не повысить ее. Кто-то всегда будет впереди. Поэтому сосредоточьтесь на себе и своих собственных результатах. Думайте только о том, как вы можете их улучшить.
- думайте о своих успехах больше, чем о неудачах. Записывайте их в специальную тетрадь. Когда вам кажется, что вы стоите на месте и не добиваетесь того, чего могли бы, – загляните в свой «журнал успехов».
- пытайтесь найти что-то увлекательное или даже забавное в каждой задаче. Пытайтесь получать удовольствие от ее выполнения. Положительные эмоции – лучшие мотиваторы.
- не бойтесь неудач. Переформулируйте определение неудачи вообще, рассматривая их как естественную часть успешной жизни. Кроме того, старайтесь в каждой неудаче находить ценный урок.
- учитесь думать позитивно. Старайтесь отпускать негативные мысли раньше, чем они полностью завладеют вами. Упражняясь в позитивном мышлении, вы сможете не только повысить эффективность работы или учебы, но и улучшить остальные сферы своей жизни.
- сократите время просмотра ТВ. Телепередачи отнимают слишком много времени. Вместо того чтобы наблюдать, что делают люди на экране, сделайте что-то сами. Книги и собственные мысли больше способствуют личностному росту.
- находите время для того, чтобы заняться тем, что вам нравится. Удовольствие от приятного времяпрепровождения наполняет нас оптимизмом. А это, в свою очередь, мотивирует на достижение успеха.
«Самыми мотивирующими в моей жизни оказались три слова: «Когда-нибудь ты умрешь». Это суровая правда. У Вас есть лишь одна жизнь и один шанс стать счастливым. Эти слова должны каждое утро мотивировать Вас на новые свершения. Не позвольте себе стать стариком, который жалеет о прожитых годах. Перестаньте оправдываться и начните делать себя счастливым» (Г. Вайнарчук).