Зависимость: виды, причины возникновения, пути преодоления
Пожалуй, каждому человеку встречались на жизненном пути люди, страдающие той или иной зависимостью. К сожалению, статистика неутешительна.
Аддикция причиняет боль близким и мешает полноценно жить самому человеку. Однако не стоит отчаиваться. При грамотно подобранном лечении, возможно вернуться к нормальной жизни. Для этого нужно понимать механизм формирования зависимости, её причины, а главное – обратиться к хорошему специалисту и серьезно взяться за выздоровление.
Зависимость или аддикция (англ.addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт.
Индивид с аддиктивным поведением направляет всю свою активность на удовлетворение своей зависимости. При этом не развиваются другие стороны личности, имеющие потенциал, часто обрываются социальные связи. Формируется окружение таких же аддиктивных личностей, что вовлекает человека в замкнутый круг. Изучением зависимостей занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости.
- Химические (фармакологические) аддикции. Зависимость от определенных веществ. Потребность в объекте зависимости выражается физиологическими реакциями. Сюда относятся:
- наркомания
- алкоголизм
- токсикомания
- Нехимические (психологические, субстанционные) аддикции. Потребность в объекте выражается в крайнем психологическом дискомфорте. При этом возможны психосоматические проявления. Количество психологических зависимостей растет. Субстанциональные включают в себя:
- компьютерные зависимости
- игорные зависимости
- эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости)
- трудо- или работаголизм
- пищевые зависимости и тд.
Социально приемлемые формы аддикции:
- духовные практики
- медитации
- влюбленность
- творчество
- трудоголизм
- интернет – зависимость
- шопоголизм
- экстремальный спорт
- переедание
Социально опасные:
- токсикомания
- наркозависимость
- клептомания и др.
Аддиктивное поведение предоставляет человеку наиболее простую возможность ухода от решения насущных проблем, способ мнимого избавления от кризисных переживаний, оно является максимально заманчивым способом убежать от себя, избежать сложного процесса личностного становления и развития. В основе зависимости, лежит стремление к уходу от реальности путем достижения измененного состояния сознания посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Что бы человек ни использовал для изменения сознания — химические вещества (алкоголь, наркотики, табак), самоубеждение (отнесем сюда фанатизм, любовь и медитации), отклонения в поведении (асоциальность, гипер/гипо/асексуальность, неприемлемое половое поведение, альтруизм, аутоагрессивность, азарт и др.), нарушение функций внутренних органов (всевозможное дыхание, гимнастики и прочая физкультура, изменения качества и количества питания) — только один биохимический механизм является желаемой мишенью. Это система эндогенных опиатов — естественного подкрепления. Несмотря на то, что между деградировавшим алкоголиком, необъятной домохозяйкой, «потерявшим голову» влюбленным и, к примеру, монахом, общество не усматривает ничего общего, психопатологические и химические (нейромедиаторные, т. е. связанные с особыми веществами, образующимися в головном мозге) нарушения этих организмов будут примерно одинаковы.
- Биологические – наследственные факторы. Дети алкоголиков нередко становятся такими же зависимыми личностями, даже если проживали отдельно от пьющих членов семьи. Дело в том, что особенности функционирования нейромедиаторных систем обуславливают степень изначальной толерантности к психоактивным веществам. У людей с высокой толерантностью, которая имеет генетическое происхождение, зависимость формируется быстрее
- Психологические – это различные патологии в личностной сфере. Сюда относят акцентуации характера и психопатии.
- Мотивационно – потребностные факторы – это стремление самоутвердиться в коллективе, поддержать субкультурную традицию или удовлетворить любопытство. Это часто характерно для подростков.
- Социальные факторы – у человека, выросшего в дисфункциональной семье, есть большой риск возникновения зависимости. Этот риск возрастает, если в семье злоупотребляли алкоголем или наркотиками.
Факторы часто пересекаются. Глядя на алкоголика, можно решить, что он является проблемным сам по себе или больным человеком. От взгляда обывателя ускользает тот факт, что этот человек существует не отдельно сам по себе, это не «отрезанный ломоть», а часть общей системы семьи, в которой он родился, и частью той семьи, которую создал сам, став взрослым. У зависимого есть партнёр. В психологии такого человека называют «созависимым», т.е. зависимым от человека с зависимостью. Созависимый не принимает наркотики, не уходит в запой, ему это ни к чему, ведь его наркотик – это его партнёр. У каждого в этой паре есть нечто общее, хотя на первый взгляд они кажутся противоположностями друг друга. Как у зависимых, так и у созависимых личностей в анамнезе – травма, сопряженная с проявлением сильных чувств, которые были вытеснены в бессознательное. Одна или несколько важных стадий развития в детстве были не пройдены эффективно. Такие люди не позволят себе чувствовать боль, грусть, злость и направлять их по адресу. Отказавшись от негативных чувств, они перекрывают одновременно поток чувств вообще, и позитивных тоже. Созависимые и зависимые люди плохо дифференцируют свои чувства и эмоции, с трудом могут сказать, что они чувствуют, будь то гнев или радость. Для них характерно ощущение унылой, серой жизни. Отсюда возникает желание увеличить амплитуду эмоций, чтобы получить хоть какое-то подтверждение, что они живы. Зависимый и созависимый, оба нуждаются в психологической помощи. Причиной зависимости может быть незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии. Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Люди, у которых эта стадия развития завершается успешно, в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими. У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность. Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь. И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие критикуют их. Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.
- иметь надежную связь с ребенком
- воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть
- не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии
- помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследо-вание окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»
- обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ре-бенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир
- поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка
- быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится
- демонстрировать эффективную психологическую независимость, спраши-вая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь; быть примером для ре-бенка
- определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обуча-ются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей
- Начало формирования зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне. «Исходная точка» – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в игре и др.) и фиксация в сознании этой связи. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.
- Следующий этап зависимого поведения характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. «Каждую пятницу расслабляюсь алкоголем», «Перекур после каждого урока», «Вечер – за компьютер!» Провоцировать начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
Иногда всем нам хочется «уйти от реальности». Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо, но в случае зависимого поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности. «Ну и черт с ней с двойкой, выпью» «Как достали эти упреки, пойду, покурю» «Опять предки наезжают, скорей бы за компьютер, в игру!» - На третьем этапе прибегание к зависимым формам поведения становится «стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «частью личности». Это делает человека невосприимчивым к критике, разубеждению на уровне здравого смысла. Желание искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение.
«Да, плевать мне на все – напиться (накуриться) – и забыться!» - Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Человек уже зависящий ничего не оставляет от своего внутреннего мира. Остается только внешняя оболочка. Сама зависимость не приносит прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность к манипуляции другими людьми. На этой стадии доверие к такому человеку уже потеряно, его начинают воспринимать как ни на что хорошее не способного.
- Пятый этап носит уже характер катастрофы. Зависимое поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения.
Методы избавления от зависимостей бывают медикаментозными и психологическими.
Медикаментозное лечение является частью избавления от химических зависимостей. Важно понимать, что без психотерапевтической работы лечение малоэффективно. Избавившись от соматических симптомов при отсутствии объекта зависимости, человек сталкивается с психологическим дискомфортом. Он будет вновь искать способ ухода от реальности. Для лечения алкоголизма иногда используют препараты, которые блокируют центры удовольствия при попадании алкоголя в организм. Человек действительно может перестать пить. Однако, здесь существует опасность перетекания алкоголизма в другую зависимость. Также возможно формирование психических расстройств. Только проработав причины зависимости, можно надеяться на положительный результат в лечении.
Существует версия, что истинная причина наркомании и алкоголизма не в формировании физиологической зависимости к веществу, а неустроенность собственной жизни. Употребление психоактивных веществ – самый доступный и быстрый способ достичь изменения сознания и почувствовать себя более счастливым. Медикаментозное лечение без работы над жизненными целями, мотивацией и без психокоррекции не только не принесет результатов, но и причинит страдания зависимому. Его лишат единственного смысла, при этом он не сможет заполнить образовавшуюся пустоту конструктивными мыслями и действиями. Избавиться от нехимической зависимости можно методами психотерапии. Нужно быть готовым, что психотерапевтическое лечение – небыстрый процесс.
- Поведенческая терапия. Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.
- Когнитивная терапия. Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.
- Расслабляющая терапия. Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.
- Программы самопомощи. Сюда входят группы поддержки, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д. Программы самопомощи применяются после прохождения всех этапов лечения. Некоторые люди посещают групповую терапию не один год.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
- Первичная профилактика – меры, направленные на предотвращение возникновения аддиктивного поведения. Это работа с психологом (при наличии личностных проблем), расширение круга интересов, отсутствие зависимых личностей в круге общения и здоровые отношения в семье. Проведение первичной профилактики целесообразно с подросткового возраста. Многие аддикции формируются именно в этот период. Подростки наиболее подвержены как химическим, так и психологическим зависимостям из-за личностной незрелости. Проведение своевременной профилактики аддиктивного поведения поможет человеку в полной мере реализовать свой потенциал и успешно социализироваться.
- Вторичная профилактика – предотвращение повторных эпизодов аддиктивного поведения. Она включает те же меры, что и первичная, но на этом этапе уже могут подключаться узкие специалисты (психиатр, нарколог и т.д.).
- Третичная профилактика – это поддержка вылечившихся людей. В ней обязательны профилактические посещения специалистов для учета состояния.