Детская жестокость, или что такое буллинг

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое явление – детскую жестокость. Согласно данным ВОЗ, 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% — многократно. В переводе с английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля» — агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно  это её задевает.

Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:

К этой форме можно отнести:

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит «на нет». Процесс буллинга  у 10-12 –летних мальчиков  сильнее всего выражен в начале учебного года, когда мальчики энергично борются за место в групповой иерархии, позже, когда этот процесс завершен и иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Каждый знает свое место. Мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга, при этом он особенно опасен  со стороны девочек,  они начинают против своих жертв настоящую психологическую войну.

В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые  не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию и  большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит «на нет» в самом начале. Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем.

два мальчика дерутся одни мальчик обижает другого
Зачинщики

Зачинщики, это обычно один-два человека в классе, которые становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести. Зачинщики это дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей. Они не умеют сочувствовать своим жертвам. Физически сильные, легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением, желающие быть в центре внимания. Зачинщики уверенны в своём превосходстве над жертвой, с высоким уровнем притязаний, мечтающие быть лидерами в классе. Это агрессивные дети, нуждающиеся для своего самоутверждения в жертве, а также дети, не признающие компромиссы, со слабым самоконтролем, интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.

двое на одного двое мальчиков против одного
Преследователи

Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Психологические характеристики детей, становящихся преследователями
грустный мальчик
Жертвы

Дети, не могущие скрыть слабости (физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Или дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки. Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его переста­ют воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. Са­мое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сло­жившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

мальчик дразнит девочку две девочки наблюдают три девочки и мальчик
Наблюдатели

В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Все зрители, очевидцы буллинга, будь то учащиеся, учителя, или технический персонал, даже если они не вмешиваются и не реагируют, конечно, испытывают большое психологическое давление. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя».

мама с дочерью у врача детский доктор
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга?

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия не направлена на их детей.

Если ребёнок не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по некоторым физическим и психологическим признакам.

Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга?
Что конкретно могут сделать родители, чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников?
Детская жестокость, или что такое буллинг
Что делать учителю?

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю. Есть такой «примирительный» подход, когда работают со всеми участниками ситуации: жертвой, обидчиком, свидетелями. И между ними должен произойти честный разговор, который нужно умело модерировать. Здесь нужен  фасилитатор, который сначала поговорит с каждым по отдельности.

Потом все собираются вместе, обидчик садится в центр круга — он должен принять на себя ответственность за происшедшее. Обидчику также следует напомнить о его сильных сторонах и позитивных качествах. Затем ребенку нужно объяснить, что в случае честного намерения исправиться — которое нужно представить в виде текста и дать подписать ребенку — его не только простят, но дадут возможность исправить то, что он сделал. В школах эта процедура дает прекрасные результаты, и жертвы, и обидчики говорят об огромном испытанном облегчении, а процент рецидивов очень низок.

Детская жестокость, или что такое буллинг
Что делать ребёнку?

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов.

злой мальчик
Что делать, если твой ребёнок — буллер?

Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме. Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий.

Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно. Когда Вы поняли причины агрессии ребенка необходимо  помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.

В школах,  где учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их, такие явления, как буллинг, редки. В таких  школах есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на словах декларируются — им следуют и учителя, и ученики.

Детям нужно давать право на себя!