Детская жестокость, или что такое буллинг
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое явление – детскую жестокость. Согласно данным ВОЗ, 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% — многократно. В переводе с английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля» — агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно это её задевает.
- Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.
- Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность
К этой форме можно отнести:
- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.)
- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении)
- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса)
- изоляция (жертва умышленно изолируется частью учеников или всем классом)
- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть); повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы)
- кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.)
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит «на нет». Процесс буллинга у 10-12 –летних мальчиков сильнее всего выражен в начале учебного года, когда мальчики энергично борются за место в групповой иерархии, позже, когда этот процесс завершен и иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Каждый знает свое место. Мальчики и девочки пользуются разными формами буллинга, при этом он особенно опасен со стороны девочек, они начинают против своих жертв настоящую психологическую войну.
В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию и большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит «на нет» в самом начале. Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем.
Зачинщики, это обычно один-два человека в классе, которые становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).
Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести. Зачинщики это дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей. Они не умеют сочувствовать своим жертвам. Физически сильные, легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением, желающие быть в центре внимания. Зачинщики уверенны в своём превосходстве над жертвой, с высоким уровнем притязаний, мечтающие быть лидерами в классе. Это агрессивные дети, нуждающиеся для своего самоутверждения в жертве, а также дети, не признающие компромиссы, со слабым самоконтролем, интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.
Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?
- Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обид-но и страшно. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы.
- Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.
- В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения.
- В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.
- И наконец, небольшой процент преследователей, таким образом, самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников.
Дети, не могущие скрыть слабости (физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Или дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.
- «Любимчик». Дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.
- «Прилипала». Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физи-чески, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Эти дети очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такой ребенок же часто рад даже агрессивному вниманию со стороны окружающих.
- «Шут» или «козел отпущения». Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута.
Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки. Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.
Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.
- «Озлобленные». Некоторые дети, не сумев установить контакт с од-ноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.
- «Непопулярные». Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет.
В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Все зрители, очевидцы буллинга, будь то учащиеся, учителя, или технический персонал, даже если они не вмешиваются и не реагируют, конечно, испытывают большое психологическое давление. В психологии даже есть термин «травма наблюдателя».
Последствия буллинга могут быть самыми разрушительными. Мы все слышали о тех жертвах буллинга, которые совершили из-за этого самоубийство. Жертвы могут про-гуливать школу, перестать успевать в учебе, больше подвержены тревожности и депрессии. Эти перенесенные в детстве страдания несут вред и во взрослой жизни: жертвы буллинга чаще болеют и имеют психологические проблемы. Психологи обнаружили, что у детей, подвергшихся отвержению, в будущем наблюдаются трудности в построении отношений, они склонны к гиперопеке собственных детей и часто становятся жертвами буллинга на рабочем месте.
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия не направлена на их детей.
Если ребёнок не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по некоторым физическим и психологическим признакам.
- беспричинные боли в животе и груди
- нежелание идти в школу и плохая успеваемость
- нервный тик
- энурез
- печальный вид
- беспокойство, тревожность
- нарушенный сон, кошмары
- длительное подавленное состояние
- участившиеся простуды и другие заболевания
- склонность к уединению, нежелание общаться
- проблемы с аппетитом
- излишняя уступчивость и осторожность
- Прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним, убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга.
- Сообщить об этом учителю и школьному психологу и сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации.
- Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу.
- Если ребенок пережил сильный стресс, необходимо рассмотреть возможность перевода ребёнка в другой класс или даже в другую школу, а в некоторых случаях на домашнее обучение.
Будьте терпеливы. Дайте ребенку понять, что у него могут быть любые мысли, но убедите его в том, что никто не заслуживает быть жертвой буллинга. Если первый этап с родителями провален, ребенок, будь то жертва или обидчик, не раскрылся, нужно искать хорошего терапевта. Пожалуйста, не забывайте, что многое зависит от культуры общения в вашей семье. Каждый человек у вас дома должен чувствовать себя свободным говорить о своих чувствах и мыслях, не боясь, что на него накричат или станут ругать и поучать.
- научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы.
- наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками.
- участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители.
- если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка.
- приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости. Ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду, которые могут его поддержать.
- необходимо повышать самооценку ребёнка. В случаях завышенной самооценки ребёнка, объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства, и если он преуспевает в математике, к примеру, то не-обязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом.
- помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться. Если ребёнок жертва, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей.
- не показывать свой страх и слабость перед булли. Если таковые отношения имеются, вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чего-то нехорошего о них.
- не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными.
- не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью.
- учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю. Есть такой «примирительный» подход, когда работают со всеми участниками ситуации: жертвой, обидчиком, свидетелями. И между ними должен произойти честный разговор, который нужно умело модерировать. Здесь нужен фасилитатор, который сначала поговорит с каждым по отдельности.
Потом все собираются вместе, обидчик садится в центр круга — он должен принять на себя ответственность за происшедшее. Обидчику также следует напомнить о его сильных сторонах и позитивных качествах. Затем ребенку нужно объяснить, что в случае честного намерения исправиться — которое нужно представить в виде текста и дать подписать ребенку — его не только простят, но дадут возможность исправить то, что он сделал. В школах эта процедура дает прекрасные результаты, и жертвы, и обидчики говорят об огромном испытанном облегчении, а процент рецидивов очень низок.
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов.
- рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не «стукачество».
- нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам.
- лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
- необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме. Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий.
- поговорите с ним об этом.
- расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
- обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
- наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно. Когда взрослый узнает о том, что его ребенок обижает и травит других, то первым импульсом будет строго наказать его. Это не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее.
- если ваш ребенок обижает других, то, во-первых, его необходимо остановить, во-вторых, создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.
- дома в разговоре с ребенком пытайтесь применить этот «примирительный» принцип. Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.
- сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно. Когда Вы поняли причины агрессии ребенка необходимо помочь осознать ребенку, что агрессия и жестокость – это вовсе не лучшие качества человека и не показатели мужественности. Что настоящий мужчина доказывает свою мужественность не драками и кулаками, а достойным мужским поведением даже в критических ситуациях.
- если ребенок стал зачинщиком буллинга из-за повышенной агрессивности, применить необходимые меры для снижения этой агрессивности.
- eсли ребенок стал насильником из-за зависти к школьным успехам своего одноклассника, постараться помочь ему в усвоении тех предметов, которые он усваивает с трудом.
- eсли ребенок стал преследователем в школьном буллинге из-за зависти к высоким материальным возможностям жертвы, разобраться, что он подразумевает под этими материальными возможностями. И если суть проблемы лишь в том, что у жертвы есть современный девайс, а у него нет, подумайте – действительно ли Вы не можете подарить своему ребенку эту модную современную «игрушку» или просто считаете, что она ему не нужна. Если лишь из-за мнения - что «она не нужна», постарайтесь переменить свое мнение, тем более, если подобные девайсы есть уже у большинства детей в классе. Родителям надо знать, что у современного ребенка сегодня – современные атрибуты жизни, которых в их школьные годы еще просто не было.
- eсли вы видите, что подросток вне зависимости от ситуации проявляет жестокость к самым разным людям, есть основания предположить, что, во-первых, у него внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплескивается «не по адресу»; во-вторых, у него по какой-то причине оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека - механизм сочувствия, сострадания. В этом случае необходимо разбираться, кто является истинным адресатом злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.
В школах, где учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их, такие явления, как буллинг, редки. В таких школах есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на словах декларируются — им следуют и учителя, и ученики.