Еще раз о нарушении зрения у детей

Результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся в Хабаровском крае свидетельствуют о высокой распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний. Мониторинг зарегистрированных заболеваний школьников за период 2015-2017 годов показал, что  в структуре заболеваемости:

  • на первом месте — болезни глаза и придаточного аппарата – 21,5%;
  • на втором месте — заболевания костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие) – 13,0%;
  • на третьем – болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ – 12,5%;
  • на четвертом – болезни органов пищеварения – 10,9%;
  • на пятом месте – болезни нервной системы – 8,6%.
С 2015 года заболеваемость болезнями глаз выросла с 18,2% до 21,5%. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость. К окончанию начальной школы − 6-8%. К выпускному классу − 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.

Нарушение зрения – состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды . Наиболее распространенные у детей — спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В фаворитах близорукость и спазм аккомодации.

Виды нарушения зрения.

Спазм аккомодации глаза − патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Симптомы развития спазма аккомодации: раздражительность, быстрая утомляемость, снижение успеваемости, частые головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.

Близорукость (миопия) − приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. При этом ухудшается зрение вдаль. Основными причинами близорукости являются:

  1. наследственность;
  2. недостаток в рационе питания различных микроэлементов (Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры;
  3. длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает с началом школьного обучения;
  4. неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой) и косоглазия;
  5. неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы также способствует увеличению близорукости.

 

Дальнозоркость — врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.

Астигматизм − изменение кривизны роговицы или хрусталика. Изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным из-за неодинакового преломления светового луча. Носит врожденный или приобретенный (после травм, перенесенного воспаления роговицы) характер.

Косоглазие − положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого − отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску − расходящимся, вверх или вниз − вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна, определении рефракции , других обследованиях. Лечение назначает врач после установления точного диагноза. В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение. Главная цель – приостановить ухудшение зрения, при возможности и полностью восстановить его.

Правила профилактики

Если астигматизм и дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить. Основные правила профилактики:

  • Посещение офтальмолога не реже 1 раза в год с профилактической целью. Выполнение всех рекомендаций, особенно касающиеся ношения очков или контактных линз.
  • Укрепление иммунитета ребёнка.
  • Выработка правильных зрительных привычек у детей начиная с 2-х лет. Учите их периодически моргать, не горбиться, делать гимнастику для глаз.
  • Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
  • Выделить ребенку место для занятий у окна с левосторонним для правшей и правосторонним для левшей направлением потока естественного света.
  • Обеспечить режим искусственного освещения. Желательно использование настольной лампы мощностью не менее 60-100 Вт. Исключить использование лампы дневного света. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа. Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии. Потолки, оконные рамы и мебель в детской комнате — желательно светлых тонов.
  • Соблюдать зрительное расстояние при чтении и письме − не более 30-35см. Выполнять домашние задания не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе.
  • Следить за продолжительностью выполнения домашних заданий: для детей 1-2 классов не более 1,5-2 часов; 3-4 классов − не более 2 часов; а старшеклассников − не более 3-4 часов.
  • Контролировать продолжительность и условия работы на компьютере и сотовых телефонах. Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии 2-5 метра. Продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не более 30 мин., младшего возраста − 1 час, среднего − 1,5 часа, старшеклассников − 2 часа.
  • Соблюдать временные нормативы пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов — 15 минут; 5-7 классов — 20 минут; 8-9 классов — 25 минут; 9-10 классов — 40 минут; 11 классов — не более 3 часов. Оптимальное расстояние для зрения — 40 см от экрана компьютера, сидеть прямо перед экраном.
  • Исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. Правильное положении тела — не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным.
  • Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка, как дома, так и в школе.
  • Устраивать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы.  Желательно и в школе и дома наличие 5-7 минутной гимнастики для глаз.

Полезный комплекс упражнений для профилактики болезней глаз:

  1. Голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз);
  2. Медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой  стрелки (по 5 раз);
  3. Сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз);
  4. Легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).

Педагогический аспект профилактики нарушения зрения в образовательных учреждениях остоит из трех правил:

  • соблюдение гигиенических требований и индивидуальных врачебных рекомендаций по рассадке, очковой коррекции и двигательной активности учащихся;
  • систематический контроль за осанкой ученика, сидящего за партой;
  • соблюдение режима статических нагрузок и регулярность проведения физкультминуток.