Правильная осанка школьника

Нарушение осанки — не является заболеванием, это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое, при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях, является обратимым процессом

При нормальной осанке у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что может негативно влиять на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно — сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Правильная осанка школьника

  • Плоскостопие – это распространенной заболевание, при этом происходит опускание продольного и поперечного сводов стопы под влиянием чрезмерных нагрузок.

Детская стопа по сравнению с взрослой короткая и широкая, а в пяточной области сужена, и пальцы при этом расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Мышцы стопы относительно слабые, сустав-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы по сравнению с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны.

Плоскостопие — заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Самым эффективным средством предупреждения плоско­стопия является общее оздоровление ребенка, массаж и гимнастика, проводимые с ребенком в раннем возрасте, укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечного аппарата, и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам.

Если выявили плоскостопие у ребенка, то в лечении широко используется лечебная гимнастика, массаж, плавание, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продол­жался до полного выздоровления.

  • Сколиоз – это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным его искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. При этом у больного может сформироваться реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб.

Сколиоз возникает в период роста позвоночного столба, при этом он бывает врожденный (23%) и приобретенный (при заболеваниях – миозит, артрит, рахит, после травм, а также привычные – на фоне плохой осанки).

При лечении сколиоза следует учитывать особенности развития детского организма. Занятия проводят до времени полного формирования скелета, при этом ориентируются не только на паспортный, но и костный возраст.

Одним из методов лечения сколиоза является лечебная физкультура. При слабом мышечном корсете ребенку трудно долго удерживать правильную осанку, однако систематические занятия дают положительный эффект. Также рекомендуют лечебное плавание (исключить плавание кролем на груди), массаж по специальной методике, электростимуляцию и в случаях прогрессирования заболевания – обязательно носить полужесткий корсет, при этом это не исключает занятие гимнастикой и массаж.

Профилактика:

Необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу в условиях образовательного учреждения, в частности, школы, где ребенок находится ежедневно и где. Такую работу осуществляет, в первую очередь, учитель физкультуры, она проводится на уроках физкультуры и плавания, а также и во внеклассной работе.

В детских дошкольных учреждениях выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие, упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.  В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы.

Упражнения и лечебная гимнастика:

Упражнения выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое.

При нарушении осанки:

  • касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки;
  • удерживание на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча и т.д.);
  • подтягивание;
  • прогибание спины назад с отведением рук вверх – назад;
  • ходьба на носках с прогибанием спины;
  • прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с подтягиванием;
  • прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
  • наклоны назад с отведением рук в стороны;
  • наклоны вперед с доставанием носков;
  • наклоны туловища вправо и влево;
  • «велосипед» в положении лежа на спине;
  • подтягивание бедер к груди из положения, лежа на спине

 При плоскостопии:

  • ходьба на носках и пятках;
  • босиком по неровной поверхности;
  • собирание мелких предметов пальцами ног;
  • катание мяча пальцами ног.

 При сколиозе:

Упражнения должен подбирать врач!

  • лечь на жесткую ровную постель лицом вверх, обе руки сложить под шеей, скрепив запястья. Не отрывая ступней от кровати, пальцы ног тянуть к носу, пятки вперед. В этой позе раскачиваться и вибрировать всем телом, словно рыбка, извивающаяся в воде. Упражнение проделывать утром и вечером 1-2 минуты.
  • лечь на твердую постель, положить под шею жесткий валик-подушечку. Руки и ноги вытянуть вверх под прямым углом к туловищу и 1 минуту мелко потряхивать и вибрировать конечностями, постепенно увеличивать время до 2 минут.

С первых дней жизни большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители. Задача медицинских работников, педагогов помочь и подсказать, как сохранить правильную осанку не навредив здоровью. Даже при предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках в школе – основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья!

Правильная осанка школьника

«Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто»

Сократ