Психологические защиты, что не так?
Защитные механизмы или психологическая защита это понятие глубинной психологии, процесс неосознанный и направлен он на минимизацию отрицательных переживаний. Впервые в истории психологии о механизмах Эго-защиты заговорила теория психоанализа. Самим Зигмундом Фрейдом, и особенно его дочерью Анной Фрейд, выделено и описано достаточно много видов психологических защит.
Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия.
Чаще всего люди используют много различных механизмов защит. Многие имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как бы по привычке.
Как мы воспринимаем мир? Мы конструируем его, исходя из собственного опыта, в свете нашего жизненного пути. Сам стиль нашего поведения — наши реакции, наши склонности и многие наши слабости — определяется тем, как мы научились выживать, когда были младенцами, и позднее — как мы учились выживанию в процессе социализации. Наша собственная история постоянно живет в нас. От нее не отмахнуться. Но в наших силах осознать и снизить ее влияние.
Наше развитие — во внутриутробной жизни, в младенчестве, в детстве — всегда побуждается изнутри. Существует противоречие между нашими внутренними нуждами и условиями внешнего мира, так что нам приходится накапливать стратегии приспособления к тем условиям, когда наши потребности не находят удовлетворения.
- Если наши потребности удовлетворяются своевременно и качественно, мы остаемся открытыми миру, своей матери, своей семье и привыкаем чувствовать себя хорошо. Но если многие наши фундаментальные потребности остаются неудовлетворенными, тогда много энергии уходит у нас на освоение стратегий выживания, избавления от боли и неприятностей.
С самых первых дней, когда возникает какая-то трудность, наш мозг решает, как ее преодолеть, забыть о ней, отвернуться от нее или ликвидировать ее. Он обладает удивительной способностью ограничения боли, сужения наших переживаний таким образом, чтобы свести к минимуму страдание. Те стратегии, которые оказываются эффективны, которые помогают приглушить боль, мы бессознательно склонны использовать снова и снова.
С самого начала, на протяжении внутриутробной жизни, рождения, младенчества, детства, подросткового и юношеского возраста и всей взрослой жизни наш мозг осмысливает все происходящее с нами, смягчает болезненные, неприятные и неприемлемые аспекты нашего существования и обеспечивает логическим объяснением наши переживания и наше поведение. Подобно въедливому редактору, мы учимся редактировать новости, пересекающие границу между «внешним миром» и «внутренним миром».
Если вы не уверены в том, насколько прошлое влияет на ваше нынешнее поведение, припомните те случаи, когда вы реагировали слишком бурно или обостренно, переживали не такие уж и значительные события, либо когда вы оставались равнодушны к чему-то по-настоящему важному. Так могут проявляются ранние травмы. Если вы совершенно не чувствуете этой боли, то это скорее всего означает, что вы расходуете очень много энергии на ее подавление. Это может вылиться в заторможенность и инертность, часто именуемую легкой депрессией.
Болезненные или неприятные переживания раннего детства могут также выражаться в психосоматических нарушениях, затрагивая дыхательную, пищеварительную, нервную, эндокринную, кровеносную и другие системы организма.
Наиболее распространенные примеры:
- астма;
- диарея;
- колит;
- мышечные спазмы;
- экзема
Кроме того, попытки уберечься от застарелой боли могут привести к серьезным личностным нарушениям, к агрессии, направленной на самого себя, к замкнутости, избеганию близости, неспособности выражать свои чувства, к навязчивым ощущениям неполноценности, вины.
- Наиболее типичным примером механизма защиты Я служит рационализация: человек, побуждаемый каким-либо иррациональным, бессознательным импульсом, совершает поступок, но находит для него вполне рациональное объяснение. Мы всё можем себе объяснить и оправдать себя.
Для регулирования самооценки люди идут самым простым путем для решения своих проблем, даже не осознавая это. Легче всего поднять самооценку за счет унижения и принижения других людей — отдельных индивидов или даже целых социальных групп.
Потребность в повышении самооценки, таким образом, приводит к формированию соответствующих установок — ксенофобии, расизма, сексизма, национализма, классовой ненависти и т. д. Страх, зависть, чувство своей ничтожности вызывают к жизни установку стремления к власти, богатству, порождают высокомерие, пренебрежение, чванство (например начальственное, национальное, социальное и т. д.).
-
Рационализация идет бок о бок с проекцией (это не я, а это он такой, первый).
Когда в другом человеке, организации или явлении мы находим отражение тех частей самого себя, которых нам недостает, которые мы ненавидим или отказываемся признать, мы тем самым избегаем внутреннего дискомфорта, приписывая им наши грехи и недостатки. Мы даже можем убедить самих себя, что к нам самим все это не относится. Если мы чувствуем себя плохими, мы начинаем верить, что другие люди еще хуже. Еще одна распространенная форма проекции — поиски козла отпущения, когда один из членов семьи или какая-то особая группа становятся объектом враждебности со стороны всех остальных. - Интроекция. Когда некто значимый для нас высказывает свои мнения и суждения, мы можем интроецировать их (присвоить себе), воспринять их как свои собственные и расценить их проекцию на нас как правильную. Так, если ваш отец невысокого мнения о своем интеллекте и он проецирует это мнение на вас, постоянно повторяя: «Ты — болван», вы можете присвоить это мнение и увериться в его справедливости.
Впоследствии, во взрослой жизни, может оказаться затруднительно строить свою жизнь в соответствии с этим идеализированным образом.
- Отрицание. Когда переживания прошлого или настоящего слишком болезненны или неприемлемы, мы можем постараться блокировать их, отвергнуть их. Например, если наша природная склонность к жизнерадостности, творчеству, юмору или гневу оказывается неприемлема для окружающих нас людей, мы от нее отказываемся. Когда ситуация чересчур затруднительна, мы можем постараться забыть о своих чувствах, игнорировать или погасить их либо спрятать свою боль за фасадом веселости.
- Замещение. Когда нам не удается совладать с чувствами, которые нам присущи, мы можем попытаться перенести их на окружающий мир и на других людей и начать считать, что эти чувства исходят от них. Наши неприемлемые переживания могут привести к тому, что окружающие начинают казаться нам плохими; либо мы можем попытаться заместить свой дистресс (запредельный стресс) агрессией в отношении других людей; либо, если мы чувствуем себя одинокими, то можем проявить навязчивость в отношении других людей, которые, как нам кажется, только этого и ждут.
- Вытеснение. Когда переживание настолько болезненно, что вызывает повышение ритма сердцебиения и температуры тела до угрожающего уровня, мы можем справиться с ним посредством вытеснения его из сознания, или забывания. Вытесненные переживания превращаются в «телесный панцирь», когда определенные группы мышц и связок оказываются в постоянном искусственном напряжении.
Забытые чувства могут потеряться из виду на всю жизнь, тем не менее, они определяют нашу предрасположенность к различным психосоматическим нарушениям, а также заставляют использовать наш интеллект в целях ограждения от неприятных застарелых переживаний. Когда мы перевозбуждены, утомлены или не здоровы, эти чувства могут прорваться в сознание.
Затруднения во взрослой жизни, которые пробуждают прошлое, провоцируют неадекватные реакции. Если кто-то ведет себя неразумно, это, скорее всего острая защитная реакция, которая выглядит «ненормальной», поскольку мы видим только вызвавшее ее событие и эмоциональную реакцию, но ничего не знаем об используемой защитной стратегии и давней травме.
Если наша внутриутробная жизнь и процесс рождения были относительно свободны от боли и все наши потребности удовлетворялись, то мы, скорее всего, станем реагировать на наши проблемы открыто и конструктивно.
Если ранние этапы нашей жизни были не идеальными, но «вполне хорошими», то нам не так уж трудно справляться с возникающими затруднениями и сохранять стойкость перед лицом возможных испытаний, хотя время от времени мы и можем чувствовать себя неважно. Если же боль была так сильна, что нам приходилось вытеснять ее из сознания, то во взрослой жизни мы можем столкнуться с трудностями в преодолении некоторых ситуаций.
- Мы можем оказаться склонны проецировать дурные чувства на окружающих людей, на весь мир, и нам может быть нелегко вести себя открыто и доверять людям. Чем более сильную боль мы пережили, тем более мы окажемся склонны к защите в последующей жизни и тем в большей мере эта защитная стратегия станет влиять на наш интеллект.
Понимание того, как старые травмы влияют на настоящее, позволяет прояснить отношения с окружающими. Воспроизводя воспоминания о старых травмах, мы можем разобраться в своих защитных стратегиях и научиться пользоваться новыми, конструктивными стратегиями, вместо защитных. И чем более самоотверженно мы будем стремиться этого достичь, тем более свободны станем от тирании нашего жизненного опыта.
Одним из величайших достижений XX века явилось открытие тех способов, посредством которых старые травмы могут быть извлечены на поверхность и смягчены. Осознание того, как искаженное восприятие, неправильные установки и неадекватное поведение привлекаются нами для утоления давней боли, является первым шагом к избавлению от них.
По мере того как мы осознаем, что наш внутренний мир является отражением нашего жизненного пути, на смену защитным стратегиям начинают приходить более действенные стратегии:
- признание — распознавание и принятие тех элементов нашего жизненного опыта, которые окрашивают наше поведение;
- вознаграждение — умение распознать и оценить те сферы нашего разума, которые отличаются ясностью и силой;
- противопоставление — нахождение способов активно воспрепятствовать старому дистрессу (запредельный стресс), когда он проявляется, за счет противостояния установкам, направляющим наше поведение. Тогда «Я должен(а)» превращается в «Я предпочитаю»;
- самообладание — активное и уверенное отношение к жизни как к эффективному предприятию, а не как к неизбежному испытанию;
- ассертивность — вера в то, что мы обладаем определенными неотъемлемыми правами и вольны исполнять свои обязательства, не позволяя другим нас эксплуатировать.