Развитие ребенка

Ранее выявление нервно — психических расстройств в развитие ребенка.

Актуальность проблемы психического здоровья детей и подростков в последнее время возросла. Рост нервно – психических и соматических заболеваний, различных функциональных расстройств прямо взаимосвязан с общим снижением успеваемости в школах, особенно на начальных этапах обучения. Это требует срочной необходимости проводить разъяснительную работу со всеми, кто связан с работой, с воспитанием, обучением детей, по вопросам раннего выявления нервно – психических расстройств.

Нервная система отвечает за всю работу организма. Она формируется и развивается одной из первых среди всех других систем и органов будущего организма (уже на 5-6 неделе внутриутробного развития).  Но в связи с различными причинами во время беременности это развитие может протекать «болезненно», аномально, и в результате ребенок рождается с недоразвитием слуха, зрения, интеллектуальной и других сфер. В основе нервно – психических нарушений лежат расстройства высшей нервной деятельности, то есть работы центральной нервной системы, мозга.

Нередко бывает так, что закладка нервной системы протекает хорошо, эмбрион развивается, но ухудшается состояние беременной, развивается токсикоз (гестоз), принимаются медицинские меры по сохранению беременности, по борьбе с опасностью выкидыша. У плода повреждается нервная система, развивается внутриутробная гипоксия (кислородное голодание мозга) и ребенок выписывается из роддома с диагнозом ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Она проходит 4 стадии, из которых первые две на фоне необходимого лечения обратимы в той или иной степени, вплоть до выздоровления. В противном случае возникает дефект ткани с мелкоточечными кровоизлияниями и, в результате, возникает косоглазие, монопарезы, ДЦП, требуются совершенно другие, нередко хирургические, виды лечения.

Кроме того, причиной возникновения нервно-психических и соматических заболеваний могут быть наследственные и генетических факторы, алкоголизация матери и отца, курение одного или обоих будущих родителей.

Если в 1-2-х месячном возрасте ребенок не фиксирует взгляд, не гулит, не сидит в 6 месяцев, не ходит к 1 году, не произносит 7-10 лепетоподобных слов к 1 году или вообще молчит, то окружающие его взрослые люди должны понять, что с развитием ребенка что-то неладное.

Необходимо обратиться к педиатру, неврологу, психоневрологу для обследования и выяснения причин задержки развития или даже недоразвития мозговой зрелости. Такой ребенок должен наблюдаться, получать лечение и как можно раньше с ним должны начать заниматься специалисты коррекционного профиля (логопеды, дефектологи, психологи). При отсутствии своевременного выявления, правильной диагностики и назначенного врачом лечения у ребенка закрепляется нарушенный обмен веществ в организме, прочно закрепляется нарушенная работа мозга, и с возрастом трудно будет исправить это.

Таким образом, надо знать ранние признаки возникновения нервно – психических нарушений, уметь их выявить, правильно оценить, дать объективные рекомендации родителям, предотвратить вторичные осложнения и активно заниматься их исправлением. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 марта 2006 г. № 185 «О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания» в роддомах в первые дни жизни ребенка проводится «неонатальный скрининг» (забор крови   на выявление наследственной патологии). Обследование проводится с целью раннего выявления, своевременного лечения, профилактики детской инвалидности и развития тяжелых клинических последствий, а также снижения детской смертности от наследственных заболеваний.

Что же касается детей раннего возраста, то чаще всего у них диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок. Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений. Сейчас наблюдается резкое увеличение у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

  1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.
  2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.
  3. Депрессии. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.
  4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

 Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.